логотип КБточмаш

О предприятии


Александр Эммануилович Нудельман

А.Э. НудельманК 100-летию со дня рождения
Автор статьи - О.В. Прянишников, под редакцией Ю.И. Боровко

Выдающийся конструктор вооружения и военной техники, ученый и организатор А.Э. Нудельман родился 21 августа 1912 г. (08.08.1912) в Одессе, на Пересыпи, в семье искусного мастера-модельщика и литейщика. С юных лет Александр проявил яркие творческие способности, особенно в решении технических задач. О нем говорили, что он «родился конструктором». После учебы в профшколе № 3 «Металл» и окончания техникума А.Э. Нудельман работал конструктором в экспериментальных мастерских Центрального бюро содействия рационализаторам и изобретателям УССР (БСРИЗ), совмещая эту работу с учебой в Одесском Индустриальном (позднее Политехническом) институте, который он окончил в 1935 году. Его крупной разработкой за время учебы была абсорбционная холодильная машина (руководитель – профессор Б.М. Блиер), получившая положительные отзывы специалистов.

Дом в Одессе, где родился А.Э. Нудельман Национальный Политехнический (бывший Индустриальный) институт в Одессе

За год до окончания института талантливый изобретатель и конструктор А.Э. Нудельман обращает на себя внимание разработчиков военной техники. Молодой энергичный конструктор Я.Г. Таубин приглашает его в недавно организованное в Москве Конструкторское бюро Наркомата тяжелой промышленности, получившее несколько позднее наименование ОКБ-16 (в настоящее время это ОАО «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана»). Этому КБ была поручена разработка автоматического гранатомета под 40-мм ружейную гранату. Идея создания автоматического гранатомета пришла к Я.Г. Таубину во время учебы в Одессе, на стрельбище, где производился отстрел этой гранаты. Процесс заряжания и производства выстрела был трудоемким и длительным. Я.Г. Таубин задался целью автоматизировать этот процесс.

В Москве А.Э. Нудельман активно подключился к разработке конструкции гранатомета и колесного станка к нему, разрабатывая чертежи и обеспечивая запуск их в производство. После изготовления опытных образцов гранатомета А.Э. Нудельману было поручено проведение испытаний оружия, причем эти испытания проходили в реальных боевых условиях на Карельском перешейке во время войны с белофиннами и на речных судах при освобождении Западной Белоруссии. Но гранатомет не был принят на вооружение. Основной причиной стала недооценка этого вида оружия руководством Главного Артиллерийского Управления.

АГС-17 Необходимость такого оружия возникла в СССР только через 30 лет, когда во время войны во Вьетнаме в войсках США появился автоматический гранатомет. Поэтому в начале 1970-х годов в КБ А.Э. Нудельмана был разработан и принят на вооружение 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя», созданный по современной схеме автоматики на основе опыта предыдущих лет. Этот автоматический гранатомет до сих пор остается на вооружении подразделений Сухопутных войск, ВДВ, миротворческих сил и армий иностранных государств.

В конце 1930-х годов руководство увидело и оценило опыт ОКБ-16, полученный при разработке станкового гранатомета, и поручило коллективу КБ разработку новой 23-мм автоматической пушки для вооружения самолетов. В работе над этой пушкой А.Э. Нудельман также принимал активное участие. За эту работу группа сотрудников КБ была отмечена руководством государства. А.Э. Нудельман получил первую правительственную награду – орден Трудового Красного знамени. Пушка, получившая наименование МП-6, имела высокую скорострельность, звеньевое питание и прошла в начале 1941 года наземные и летные испытания на самолете Ил-2. Но случилось непредвиденное. В мае 1941 года Я.Г. Таубин одновременно с руководством Наркомата и ВВС был арестован и впоследствии расстрелян.

После этих событий руководство разработками авиационных пушек приняли на себя А.Э. Нудельман и А.С. Суранов. В невиданно короткие сроки с апреля по октябрь 1941 г. небольшой коллектив ОКБ-16 разрабатывает чертежи, защищает технический проект, изготавливает и устанавливает опытный образец 37 мм автоматической пушки НС-37 (авторы – А.Э. Нудельман и А.С. Суранов) на самолет ЛаГГ-3 для проведения государственных испытаний. В суровых условиях военного времени коллективом КБ во главе с Главным конструктором пушки А.Э. Нудельманом была проведена отработка конструкции, осуществлена доработка узлов и механизмов автоматики. После всесторонних государственных и летных испытаний в войсках, подготовки и изготовления оснастки для серийного изготовления пушка НС-37 Постановлением Государственного Комитета Обороны от 30.12.1942 г. была принята на вооружение. Пушка НС-37 устанавливалась на самолетах Як-9Т (моторный вариант) и по две - в крыльях штурмовика Ил-2.

Самолет Ил-2 с пушками НС-37Применение пушек НС-37 в воздушных боях и при нанесении ударов по наземным целям оказалось успешным и эффективным. После появления на фронте истребителей с пушкой НС-37 фашистские летчики, увидев истребители с выступающим из втулки винта стволом, старались не ввязываться в бой, так как, по свидетельству участников войны, достаточно было одного попадания снаряда пушки, стрелявшей с дальней дистанции, чтобы «юнкерс» буквально рассыпался. За время войны было выпущено более 8000 образцов НС-37. Применение этого оружия позволяло не только поражать самолеты противника со значительно больших, чем прежде, дистанций (что изменило саму тактику ведения воздушного боя), но дало возможность уничтожать многие наземные цели: железнодорожные эшелоны, артиллерийские установки, танки, в том числе тяжелые немецкие танки «Тигры» и Пантеры».

Важную роль сыграло новое авиационное оружие в Курской битве, в боях по освобождению Крыма, Донбасса, Прибалтики, в битве за Берлин и в других крупнейших сражениях Великой Отечественной войны. «Летающими Фердинандами», «самолетами с большой Пушка НС-45 на самолете Як-9Кпушкой» называли немцы советские самолеты с пушками НС-37. Лучшие немецкие асы при виде этих пушек уклонялись от боя, уступая советским летчикам полное господство в воздухе.

За заслуги в создании боевого оружия коллективу сотрудников КБ во главе с А.Э. Нудельманом в марте 1943 г. была присуждена Государственная премия, а в мае того же года А.Э. Нудельман был назначен Начальником и Главным конструктором ОКБ- 16.

Также за короткое время в 1944 году коллективом КБ была создана и установлена на самолетах Як-9К еще более мощная 45-мм автоматическая пушка НС-45, стреляющая штатным тяжелым снарядом с высокой начальной скоростью и обеспечивающая вдвое большее, чем НС-37, разрушающее действие.

Уже в конце войны, принимая во внимание развернутые в мире работы по созданию реактивной авиации, в КБ были начаты работы по созданию более легкой скорострельной автоматической пушки с увеличенным боекомплектом. В октябре 1944 г. была сдана на снабжение 23-мм пушка НС-23 под новый, разработанный в КБ патрон с уменьшенным пороховым зарядом, которая была легче штатных Штурмовик Ил-10 с пушками НС-23авиационных пушек, имела меньшую отдачу и меньшее рассеивание при автоматической стрельбе. Четыре такие пушки устанавливались на самолетах Ил-10.

За работы по созданию авиационного оружия, внесшего значительный вклад в победу нашего народа в Великой отечественной войне, А.Э. Нудельман был награжден орденом Ленина и боевыми орденами Кутузова I и II степени.

Более 43 лет проработал А.Э. Нудельман Начальником и Главным конструктором ОКБ-16. Под его руководством трудились такие талантливые конструкторы, как А.С. Суранов, А.А. Рихтер, П.П. Грибков, В.Я. Неменов, Г.А. Жирных, С.Г. Лунин, М.С. Мушинский, инженеры-исследователи автоматического оружия В.Л. Таубкин, А.А. Семенов.

Самолеты фронтовой авиации в послевоенное десятилетие были вооружены автоматами КБ А.Э. Нудельмана. На последних винтомоторных истребителях Ла-9 и Ла-11 были установлены так называемые «синхронные» пушки НС-23с, стрелявшие через трехлопастный винт самолета.

Первые реактивные самолеты также вооружались пушками КБ А.Э. Нудельмана. Для истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-15бис, высотного перехватчика Як-25 была разработана автоматическая пушка Н-37, превосходившая по скорострельности пушку НС-37 почти в 2 раза.

Самолет МиГ-15 бис с пушкой Н-37 и двумя пушками НР-23 В то же время в КБ впервые в мире была создана 57-мм автоматическая пушка Н-57, первые образцы которой устанавливались на истребителе МиГ-9. Такое техническое решение в области авиационного вооружения не было достигнуто ни одним конструктором, ни в одной стране.

В 1950 г. на самолетах МиГ-15 пушки НС-23 были заменены пушками НР-23 (конструкторы А.Э. Нудельман и А.А. Рихтер), более скорострельными, с двухсторонним механизмом подачи патронов. Эти пушки обладали более высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками.

Истребители МиГ-15бис, вооруженные двумя пушками НР-23 и одной пушкой Н-37, в воздушных боях Корейской войны показали свое превосходство над американскими истребителями F-86 «Сейбр». Пушки НР-23 устанавливались также на самолетах Ла-15, Ил-10М, Ил-28, Ту-4, Ту-14, Як-23, МиГ-17.

Одной из важнейших работ КБ стала разработка авиационной 30-мм пушки НР-30. За послевоенное десятилетие качественно изменилась отечественная авиация и ее вооружение. Возникла необходимость создания автоматического оружия с меньшими габаритно-массовыми параметрами, оптимального калибра, обеспечивающего эффективное поражение современных целей. Такая пушка, получившая наименование НР-30, была разработана и в 1955 г. поступила на вооружение самолетов МиГ-19 и Су-7б, а позже она была установлена на Су-17М.

Пушки НР-23 и Н-37 на самолете МиГ-17Находившиеся на вооружении авиации автоматические пушки КБ А.Э. Нудельмана превосходили по своим боевым и эксплуатационным характеристикам зарубежные образцы авиационного стрелково-пушечного вооружения. Самые мощные в истории мировой авиации пушки НС-37 и НС-45 успешно воевали в Великой Отечественной войне, а первая отечественная пушка НР-30 находилась в производстве и эксплуатации более 40 лет.

Большим достижением КБ А.Э. Нудельмана стало создание скорострельных «револьверных» автоматических пушек НН-30 (конструкторы А.Э. Нудельман и В.Я. Неменов) и Р-23 (конструктор А.А. Рихтер), снабженных четырехкаморными вращающимися барабанами, отделенными от ствола, и отличающимися по принципу использования энергии выстрела.

Пушка НН-30 на артиллерийской установке АК-230 была принята на вооружение торпедных и ракетных катеров, линейных тральщиков и десантных судов ВМФ, а пушка Р-23 размещалась в кормовой установке реактивного бомбардировщика Ту-22.

Пушка Р-23 отличалась уникальной схемой заряжания (обратное, относительно направления стрельбы) и самой высокой для одноствольной пушки калибра 23 мм скорострельностью в 2500 выстрелов в минуту.

Авиационные автоматические пушки ОКБ-16
(из книги А.Э. Нудельмана "Пушки для боевых самолетов")

Пушка Год начала разработки Самолет Год принятия на вооружение Состав пушечного вооружения (количество)
НС-37 1941  ЛаГГ-3
Як-9Т
Ил-2
1942
1943
 1943 
НС-37
НС-37
НС-37 (2) 
НС-45 1943 Як-9К  1944  НС-45
 НС-23  1943 Ил-10
МиГ-9
МиГ-15
Як-15
1944
1947
1947
1947
НС-23 (4)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
НС-23 (2) 
 НС-23с  1944  Ла-9
Ла-11
1946
1946
НС-23 (4)
 НС-23 (3) 
 Н-37  1944  МиГ-9
МиГ-15
МиГ-15бис
МиГ-17
Як-25
1947
1949
1950
1952
 1953 
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37 (2) 
 Н-57  1944  МиГ-9  1946   Н-57, НС-23 (2)  
 НР-23  1947 Ла-15
Ил-28
МиГ-15бис
Ту-4
Ту-14
Як-23
МиГ-17
Ил-10М
1948
1948
1949
1949
1949
1949
1951
1951
НР-23 (2)
НР-23 (4)
Н-37, НР-23 (2)
НР-23 (10)
НР-23 (4)
НР-23 (2)
Н-37, НР-23 (2)
НР-23 (4)
НР-30 1950  МиГ-19
Су-7б
Су-17М
1955
1955
1956
НР-30 (3)
НР-30 (2)
НР-30 (2)